Методы, не изменяющие объекты класса
Если метод не изменяет объект, для которого он вызывается, такой метод можно объявить с ключевым словом const. Ключевое слово const указывается после закрывающей скобки списка аргументов метода. Вы должны указать, что метод не изменяет объект и в объявлении и в определении метода.
Методы, объявленные как const, не могут изменять элементы класса или вызывать другие методы, объявленные без ключевого слова const. Нарушение этих правил вызовет ошибку на этапе компиляции приложения.
В библиотеке классов MFC вы встретите много методов, объявленных как const. Их использование повышает надежность приложения, так как компилятор сможет обнаружить ошибки, связанные с непреднамеренным изменением элементов класса.
Ниже мы привели пример класса, для которого метод GetWeight определен как const. Если вы попытаетесь модифицировать элемент данных weight непосредственно из метода GetWeight, компилятор сообщит об ошибке.
#include <iostream.h>
void main(void);
// Класс ClassMen включает элемент данных и два метода для
// обращения к нему
class ClassMen
{
public:
void SetWeight(int newWeight);
int GetWeight() const;
private:
int weight;
};
// Метод GetWeight позволяет определить значение элемента
// weight. Этот метод объявлен как const и не может
// модифицировать объекты класса ClassMen
int ClassMen::GetWeight() const
{
return weight;
}
// Метод SetWeight позволяет изменить значение weight.
// Такой метод нельзя объявлять как const
void ClassMen::SetWeight(int newWeight)
{
weight = newWeight;
}
// Главная функция программы
void main(void)
{
// Создаем объект класса ClassMen
ClassMen alex;
// Устанавливаем значение элемента weight объекта alex
alex.SetWeight(75);
// Отображаем значение элемента weight объекта alex
cout << alex.GetWeight() << "\n";
}